Эксплуатация

Краткая история колокола

У древних христиан в период гонений епископы созывали верующих к богослужению, посылая за ними по домам.
Посыльные именовались лаосиноктами (народособирателями).

В Иерусалимской церкви IV века архидиакон за богослужением оповещал всех о месте и времени следующего богослужения. По словам св. Кассиона, в киновиях Египта созывали к богослужению стуком в дверь келий. В Лавсанке Палладия (V-VI вв.) говорится: «Исполнивши обычный канон молитвы, он (монах) тотчас ударял будильным молотком во все келии, собирая в храм к утреннему славословию». Позже (с VI в.) Феодор, епископ Петрийский, упоминает о билах («ударяли в дерево»). В VII веке папа Савиниан узаконил колокола к употреблению в храме. Этот факт считается началом использования колоколов в новозаветной Церкви. Постепенно билы вытеснились колоколами.

Виды звонов

Церковные праздники бывают великие, средние и малые. Звоны напрямую зависят от статуса службы, поэтому и колокола называют соответственно тому, в какие праздники их используют.

Благовестники подразделяют на:

  • праздничный колокол – самый тяжелый по весу, используется в дни великих праздников и в торжественных случаях;
  • воскресные колокола – используют в воскресные дни и великие праздники. Как правило, они меньше по величине, чем праздничный;
  • полилейные колокола – используют в дни средних праздников, когда совершается полилей;
  • простодневные и будничные колокола – используют в обычные, не праздничные дни;
  • постные колокола – используют в период Великого поста.

Часовые колокола используют перед чтением великопостных часов. Существуют несколько видов звона:

  • благовест – одиночные удары в большой колокол;
  • трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов;
  • перезвон – поочередные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большего к меньшему;
  • перебор – по одному удару в каждый колокол от малого к большему.

Средние колокола служат для украшения звона, а также при перезвонах, переборах, трезвонах.

Малые колокола также служат для украшения звона. Языки этих колоколов обычно связывают в связки по 2-4 шт. Малые колокола называют подзвонными. Их количество может быть любым.

Трезвон с использованием малых колоколов выражает торжество Церкви. В суточном круге богослужений содержится три главные службы – вечерня (трезвон в один прием), утреня (трезвон в два приема) и литургия (трезвон в три приема). Трезвоном отмечается также чтение Святого Евангелия. Трезвоны выполняются с участием благовестника.

На Руси первые колокола появились при великом князе Владимире. Они завозились из Византийской империи. Но уже в ХVI-ХVII веках российские колокола превзошли своими размерами и благозвучием колокола, изготавливаемые итальянскими и немецкими мастерами.

Меры безопасности при хранении колоколов

(* Устав церковного звона – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002 г.)

  1. Для того, чтобы окисная пленка прочно предохраняла поверхность колокола от дальнейшего окисления, хранить колокол необходимо в сухой и химически нейтральной среде. Помимо кислот и щелочи, надо бояться серы и сернистых соединений.
  2. Длительное время колокола лучше хранить в подвешенном за уши (корону) состоянии, чтобы на острой кромке среза не возникала (от собственного веса) концентрация напряжений, с которых обычно и начинается разрушение изделия.
  3. Если хранить колокол на весу невозможно, то при длительном хранении на земле важно, чтобы он опирался равномерно о деревянный или земляной пол. Любые выступы в местах опоры будут со временем выдувать повышенную местную концентрацию напряжений и деформацию на «юбке» колокола. По тем же причинам нежелательно хранение колокола на боку.
  4. После длительного хранения звучание колокола может ухудшиться в силу концентрации напряжений в местах опоры, и нужно определенное время (несколько месяцев после подвески), чтобы он улучшил свое звучание (как говорят звонари, «раззвонился»). В этот период от звонаря требуется особо бережное отношение к такому колоколу.

Меры безопасности при транспортировке колоколов

Транспортировка колокола может осуществляться любым видом транспорта. При транспортировке колоколов на большие расстояния основное требование состоит в том, чтобы они стояли неподвижно и не ударялись друг о друга в пути. Перевозить колокола на боку на большие расстояния не рекомендуется.

Меры безопасности при подъеме колокола на колокольню

  1. При подъеме колоколов на колокольню вручную исходят из расчета не более 50 кг на человека. При этом, во избежание непроизвольного падения груза, необходимо свободный конец каната привязать к жестко зафиксированному стоящему предмету или конструкции.
  2. При подъеме колокола с помощью лебедки или крана на последних должно быть установлено храповое или фрикционное тормозящее устройство, препятствующее самопроизвольному опусканию груза.
  3. Тяги (канаты) для подъема груза должны иметь 3-х-5-тикратный запас прочности. При ответственных подъемах, для большей безопасности колоколов, канаты дублируют на случай обрыва одного из них.
  4. Чтобы колокол при подъеме не бился о стену колокольни, его оттягивают отдельным тросом, привязанным к серьге для подвешивания языка.
  5. Перед подъемом больших колоколов необходимо подготовить место для его принятия на колокольне и обеспечить его дальнейшее продвижение под балку, на которой он будет висеть. Необходимо принять меры, не позволяющие опрокинуться выносному помосту.

Меры безопасности при подвешивании колоколов

  1. Для повышения стойкости конструкции многоярусных колоколен к колебаниям и улучшения акустики звучания звонниц более тяжелые колокола вешают на нижних ярусах, а легкие – на верхних.
  2. Желательно все проймы (окна) колокольни оснастить балками и в центре звонного яруса разместить крестообразную балку, что усилит прочность конструкции, позволит использовать балки не только для подвески колоколов, но и для крепления приводных тяг.
  3. Колокола подвешиваются на стальных хомутах самой разной конструкции. Запас прочности железных полос и шпилек должен быть не менее 3-5 раз. В случае подвешивания колоколов на металлическую балку ее следует обшить дубовой доской во избежание появления нежелательных призвуков (скрипов) и в целях уменьшения вибрации.
  4. Колокола должны подвешиваться с инимальным зазором между маточником и балкой (для малых колоколов – 10-20 мм, для больших – 2-5 см). Необходима жесткая подвеска колокола, он должен естественно вибрировать всем телом.
  5. Колокола не должны соприкасаться между собой и с другими предметами, чтобы не гасить звуковую волну.
  6. Самой надежной считается подвеска за все уши (короны). Большие колокола обычно выполняются с двумя парными (грузовыми) и двумя одинарными (натяжными, предотвращающими раскачивание колокола) ушами.
  7. Вес языка играет большую роль. Утяжеленный язык повышает опасность раскола колокола, и удар при нем происходит с «прилипанием», которое ухудшает качество звучания. Облегченный язык обедняет тембр звучания колокола (особенно в низкой части спектра), что не компенсируется даже силой удара. Многовековая практика в России показала, что вес языков должен составлять для малых колоколов (до 500 кг) – 1/20 веса колокола; средних колоколов до 3 т) – 1/25 веса колокола и свыше 3 т – 1/30.
  8. Наилучшими считаются языки из мягкой стали Ст.З. Язык должен точно ударять в звуковое кольцо (ребро) колокола.

Меры безопасности при эксплуатации колоколов

  1. Залогом безопасности звонаря и эксплуатации им колоколов должны стать регулярные профилактические осмотры всей звонницы и своевременное устранение выявленных недостатков, которые должны постоянно проводиться хозяином колокольни.
  2. При сильных грозах молния нередко попадает в колокольню как наиболее высокое сооружение, поэтому звонница должна быть надежно заземлена и очищена от горючих материалов.
  3. Во время звона звонарь не должен стоять под колоколом. После подвешивания колоколам, как правило, необходимо время, чтобы «раззвониться». В это время (обычно 1-1,5 месяца) остаточные напряжения после литья уменьшаются, поверхности языка и колокола в ударном ребре приобретаются. Звонарю необходимо в этот период быть внимательнее и привыкать к звучанию колокола и силе удара.
  4. Чтобы сохранить колокол как можно дольше, то необходимо регулировать зазор между языком и колоколом (на малых колоколах размах языка должен составлять 50-100 мм, на больших – 150-300 мм). Сила удара не должна превышать 90% от силы начала пластической деформации.
  5. Если в месте частого удара колокола образовалась выемка (наклеп), это означает, что сила удара в колокол превышает необходимую и колокол может треснуть. В этом случае нужно срочно развернуть его на подвеске (перевесить).
  6. Для сохранения колокола также необходимо учитывать температурный режим, при котором выполняется звон. Колокольная бронза начиная с температуры -15°С становится весьма хрупкой. Звонить при такой температуре необходимо более осторожно (как говорят, вполсилы.)
  7. Один раз в три года все колокола рекомендуется перевешивать с поворотом на 90° или 180°.
  8. Для большей сохранности колокола необходимо избегать неконтролируемых ударов языка, в частности: звона с земли, удара в один или оба края со свободной раскачкой языка, скольжения языка по ударному ребру колокола и т.д.
  9. При посещении колокольни посторонними лицами (особенно при ставших традиционными на Руси звонах для всех желающих на Пасху и Рождество Христово) необходимо благословение настоятеля храма или монастыря и обязательное присутствие звонаря для контроля ситуации.

Профилактические работы

  1. Хотя бы один раз в году рекомендуется чистить колокола от краски, птичьего помета и др. грязи, что улучшает как их эстетический вид, так и звучание.
  2. После длительного звона могут разболтаться крепления балок в стене. Обычно это исправляют деревянными линьями и заделкой щелей цементным раствором.
  3. При ослаблении крепления колокола он может сдвигаться и прикасаться к другому колоколу или стене. Это грозит быстрым расколом колокола и должно быть вовремя устранено.
  4. Необходимо регулярно осматривать крепление языка. Если оно жесткое, то его необходимо смазывать солидолом или другой смазкой во избежание скрежета. При мягком креплении (кожаными ремнями) необходимо следить, насколько оно перетерлось.
  5. При осмотре языка и ударного ребра колокола необходимо обращать внимание на наличие вмятин, наклепа или трещин, причина появления которых – прежде всего сильные удары в колокол. Если вмятины на колоколе или языке глубокие и удар стал плоским (т.е. идет плоскость по плоскости), то их сглаживают и закругляют для того, чтобы удар стал точечным, или поворачивают колокол другой стороной, или же меняют место удара путем изменения системы оттяжек, более тщательно следя за силой удара в дальнейшем.
  6. Если пластическая деформация (сминание) колокола идет из-за неправильной формы или повышенной твердости материала языка, то желательно заменить язык, не дожидаясь раскола колокола.
  7. Сильные удары в колокол приводят не только к деформации материала и уменьшению толщины стенки колокола (его ослаблению), но и к накоплению остаточных напряжений в месте удара, которые также могут привести в конечном счете к расколу колокола. Для этого колокол необходимо немедленно перевернуть на 90° или 180° путем изменения системы подвесок или оттяжек.
  8. Сломанные уши колокола без вреда для звука можно заменить металлическими, прикрепив их с помощью резьбового соединения к оставшимся обломкам ушей, маточнику или сковороде (днищу) колокола.
  9. Отломанные или перетертые стальные кольца колоколов, как правило, срезают и крепят новые с помощью резьбового соединения, приняв меры против его откручивания (контргайки, посадка на клей и т.д.).

Природа колокольного звона
«КОМУ ДУШИ СПАСАЕТ, КОМУ СЕРДЦЕ СБЕРЕЖЕТ»

К колокольному звону люди относятся особенно трепетно, услышав раскатистый голос колокола, мы внутренне собираемся, мобилизируем свои душевные и физические силы.

Не всегда отношение к колоколам было уважительным, сколько их низвергли с поднебесной высоты на грешную землю! Причем не только в атеистические времена прошлого столетия, хотя тогда им досталось больше всего.

После революции 1917 года звон колоколов признавали вредным и значительную их часть переплавили на строительные и технические нужды, акт имел общегосударственный характер.

Гибель колоколов Троице-Сергиевской Лавры даже специально освещали в печати, где размещались фотографии низвергнутых колоколов. В 30-х годах каждой советской республике спускался сверху план по заготовке бронзы разбитых колоколов, ну а планы, как известно, надо не только было выполнять, но и перевыполнять. Особенно когда 40 процентов доходов от реализации церковного имущества идет в казну местной власти, и только участь небольшой части колоколов сложилась более милостиво, их продали за границу, как тогда писали: «… наравне с другими предметами роскоши».

Давно замечено, что по своей природе звуковая волна настроена на исцеление многих душевных и телесных недугов. Вы слышали, как ПОЮТ церковные колокола – ИХ ЗВОН НАШИ ДУШИ БОЖЬЕЙ СИЛОЙ НАПОЛНЯЕТ.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН – это необычайно мощная вибрация звуковых волн. Эти волны обладают большой целительной силой. Исследования показывают, что звучащий колокол очищает пространства от болезнетворных микробов, его сила и чистота звучания зависит от особого сплава, из которого изготовлен колокол. Вибрация, которую рождает колокол, способна проникнуть во внутреннюю структуру организма человека, очищая энергетические каналы каждого верующего человека, да и не только.

При звуках колокольного звона охватывает непостижимый трепет, души человеческие чувствуют великую исцеляющую силу СВЯТОГО ДУХА, которая передается через колокольные вибрации.

Ученые обнаружили, что уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, отзывается губительной для многих болезнетворных микробов, бактерий и опухолевых клеток. Недаром в народе говорят, что колокольный звон «КОМУ ДУШИ СПАСАЕТ, КОМУ СЕРДЦЕ БЕРЕЖЕТ».

Некоторые медики утверждают, что колокольный звон обладает анестезирующим эффектом. При этом эффектнее всего лечатся костные болезни, снимаются приступы астмы, лечится язва и язвенный колит. Колокольный звон обезвреживает вирусы, борется с желтухой уничтожает тифозную палочку и др.инфекции. Нередко люди становятся под колокол для избавления от немоты, глухоты и дефектов речи.

Интересовались ученые и чудесными целительными свойствами колокольного звона в периоды эпидемий. Наши предки могли круглыми сутками звонить, тем самым, отгоняя от себя болезнетворную напасть.

Но целительно воздействие только ЖИВОГО колокольного звука. Аудиозапись подобным даром не обладает.